Что будет с экономикой в 2023 году в России

Что будет с экономикой в 2023 в России Новости дня

Что ждет российские финансы в 2023 году

Спецоперация и, как следствие, мобилизация, а также массовая миграция вносят свои изменения в политический и экономический фон событий в России.

Экономисты сходятся в едином мнении, что россияне пока не в полной мере ощущают влияние нового кризиса. Скорее всего, следующий год может стать трудным не только экономически. Причин для падения уровня жизни в России масса.

— Уменьшение стоимости нефти, существенное падение выручки от продажи углеводородов, резкое падение объемов импорта, снижение доходов домохозяйств, которые произошли в этом году, отразятся в реальности в 2023-м, — объяснил финансист и инвестиционный банкир Андрей Мовчан. — Кроме того, сейчас начинается серьезная милитаризация экономики, а скоро она развернется по полной программе. То есть будет увеличение затрат на оборону и снижение затрат на социальную сферу, науку, медицину и другие сферы. Плюс ко всему произошла колоссальная потеря рабочей силы.

Дефолта экономики мы избежали

«Дефолта экономики мы избежали»

Тлеш Мамахатов, старший научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН и Центра исследований проблем безопасности РАН:

— В 2023 году экономический спад в России продолжится. Если в 2022 году было зафиксировано снижение ВВП на 2%, то в 2023-м диапазон прогноза снижения этого показателя варьируется от 3 до 6% — за счет сокращения внутреннего спроса населения на фоне миграционного оттока наиболее платежеспособного населения и снижения инвестиций в экономику в силу непредсказуемости ситуации в стране. Можно сказать, что всего Россия за 2022–2023 годы потеряет около 10% своего ВВП с учетом потерянных возможностей роста из-за санкций и СВО.

На текущий год правительство запланировало дефицитный бюджет. «Дыра» между доходами и расходами должна составить 2,93 триллионов рублей, или 2% ВВП. Сам этот факт никого не удивил. Удивила скорость, с которой это случилось – 8 марта в российском бюджете не хватало уже 3,3 триллионов.

Премьер Мишустин, выступая в Думе, обещал, что дефицит бюджета больше не станет, ситуация под контролем. «Краткосрочный дефицит бюджета и небольшой рост госдолга не представляют для нас угрозы», — сказал премьер, добавив про опережающее финансирование — «деньги должны начинать работать с 1 января».

Минфин, сообщая о недостающих 1,76 миллиардов уже по итогам января, объяснял антирекорд ускоренным возмещением НДС и заключением множества контрактов. В феврале к этой сумме добавились еще 820 миллиардов.

— Дефицит во многом возник статистически, с одной стороны, из-за налогового счёта, а с другой стороны, из-за того, что многие расходы были авансированы в 1 квартале, том числе, и переходящие с прошлого года, но они пошли в расчёт как расходы этого года. Возник эффект аномально высокого дефицита в январе. А в феврале он уже оказался вдвое меньше. В марте, он может стать вдвое меньше февральского. Поэтому здесь идёт стабилизация цифр, хотя это не означает, что нет рисков, — говорит экономист Никита Масленников.

Но в марте он меньше не станет, если только за первые 8 дней в минус пошли еще 720 миллиардов. В то, что дефицит бюджета не выйдет за рамки запланированного, верит, похоже, только правительство. В экспертном сообществе этот оптимизм разделяют немногие. Да, в реальном выражении расходы сократились на 10%, по сравнению с прошлым годом, однако риски выхода бюджетных расходов за рамки запланированного высоки, и «краткосрочным» дефицит бюджета вряд ли будет. Экономисты разделились только в одном – на сколько больше будет превышение, 2,5 – 3% ВВП вместо запланированных 2-х или значительно больше?

Главный фактор стабильности как был, так и остается один – нефтегазовые доходы. Весь объем экспорта нефти, выпавший из-за эмбарго Евросоюза на ее импорт из нашей страны, России удалось перенаправить на другие рынки. Об этом заявил глава Минэнерго Николай Шульгинов.

— Глобально ничего интересного с точки зрения экономики уже не будет. Будем сползать потихонечку в застойные времена. Сокращать потребление, привыкать с ограниченному выбору товаров и услуг, немного сберегать (если у кого получится), вспоминать про курорты Краснодарского края и путешествия поездами РЖД и самолетами «Аэрофлота». Ну вот такая злая ирония.

Лучше уж сказать, чего не ждать. Не ждать резких обвалов. Экономика постепенно приспосабливается к санкциям, к падению доходов бюджета и населения. Бизнес, видимо, будет ужиматься и начинать «делиться» с государством. Причем начали с запроса к крупнейшим корпорациям, а закончат — к средним и малым в регионах и городах.

На уровне личных домохозяйств уже происходит сокращение потребления, и это чревато тем, что сокращение доходов населения и его трат приведет к падению доходов бизнеса, а дальше — налогов и занятости в среднесрочном периоде. Экономика будет постепенно закрываться, стандарты качества снижаться, а ассортимент сокращаться. Технологии, в том числе на уровне рядовой бытовой электроники и сервисов, тоже будут менее доступны и никакой «параллельный импорт» не решит эту проблему.

Хорошо будет тем, кто имеет отношение к государственному заказу в сфере обороны и безопасности: тут расходы государства могут дойти до 30% ВВП, и мы это проходили. Плохо, как обычно, тем, чьи статьи бюджетных расходов финансировались и финансируются по остаточному принципу — культуре, образованию, здравоохранению. Есть риск сокращения федеральных бюджетных трансфертов регионам по национальным проектам и программам, и тут важно провести аудит и искать альтернативные источники финансирования.

«Мы ожидали более слабых данных»

Эксперты-финансисты традиционно осторожны в своих оценках и выделяют узкий круг приоритетов. Подчеркиваются риски, рост видится небольшим. Но и они отмечают присутствие в экономике позитивного импульса, наряду с некоторыми яркими новыми чертами общей ситуации.

«На наших глазах экономика страны серьезно перестраивается, фокусируется на создание собственных производств в разных отраслях, активно трансформируются логистические цепочки и наблюдаем усиление роли азиатских стран, — комментирует финансовый аналитик маркетплейса “Финмир” Сергей Чеврычкин. — Важное значение для экономики страны в текущем году будут играть налоговые отчисления от продажи углеводородов нефти и газа. Предполагаем, что эффект от сокращения добычи нефти, которое было принято Россией, а также объявление властей Саудовской Аравии о том, что они не будут поставлять нефть странам, которые введут потолок цен, повлияет на рост котировок “черного золота”», — говорит аналитик.

Прогнозируемый темп роста ВВП России в 2023 году, по его мнению, будет ближе к нулевому значению или покажет небольшой рост. «Умеренный оптимизм внушают данные из последних отчётов российских компаний за прошлый год (Мосбиржа, Сбербанк, Тинькофф, VK, Полюс, Полиметалл и т.д.). В условиях санкционного давления и масштабных трансформаций экономики мы ожидали более слабых данных по EBITDA и скорректированной чистой прибыли», — отмечает Сергей Чеврычкин.

Дополнительным фактором, который способен поддержать цены на нефть, может быть открытие границ Китаем и увеличение туристической активности со второго квартала этого года, считает он. С умеренным оптимизмом можно ожидать увеличения объемов экспорта сжиженного природного газа.

«В текущих условиях, скорее, всего увидим рост объемов производства в оборонно-промышленном комплексе, который получит увеличение финансирования. Строительную отрасль и металлургов поддержит восстановление и освоение новых территорий», — отмечает аналитик.

По словам Сергея Чеврычкина, сейчас можно выделить следующие внешние и внутренние риски. Внешний — риск того, что мировая экономика столкнется с рецессией. Проблемы в банковском секторе США и Европы могут быть первыми сигналами проблем в мировой экономике. В случае рецессии мировое потребление сократиться, а это будет давить на потребление и стоимость нефти, от продажи которой зависит значительная часть российского бюджета.

В числе внутренних рисков аналитик отмечает неувеличение потребительской активности, которая зависит от доходов населения. Сокращение населением трат поставит под угрозу доходы бизнеса, способно привести к снижению налогов и занятости. Реальным вызовом будет деятельность в условиях ограничений, сокращения ассортимента доступных товаров и технологий, говорит он.

В России продолжают падать цены на аренду жилья

По данным «ЦИАН.Аналитики», cредняя цена однокомнатной квартиры в марте составила 21 150 рублей в месяц, а двушки — 30 680 рублей. Расчеты сделаны по 18 крупнейших городов страны.

Снижение по сравнению с февралем небольшое, меньше процента. Но тренд уже понятен: из-за спада в экономике и массового исхода жителей больших городов за границу росту взяться неоткуда.

Заметнее всего стоимость аренды снизилась в Волгограде, где «однушки» сдаются в среднем за 15 100 рублей в месяц – это на 6,2% ниже цен февраля. В Воронеже снижение составило 4,3%, до 15 400 рублей в месяц.

В Москве средняя стоимость аренды однокомнатной квартиры в марте опустилась на 1,1%, до 43 200 рублей в месяц (правда, двушки почему-то немного подорожали — на 1,4% до 71 300 рублей).

В Питере же аренда однушки подешевела на полтора процента до 26 900 рублей, а двушку можно снять в среднем за 43 000 рублей (минус 1,4%).

Для арендаторов это хорошие новости, а вот для хозяев жилья – не очень. Стабильны цены только на квартиры эконом-класса. На всё, что классом повыше, владельцам приходится делать скидки – пока на 5-10%.

У чиновников будет льготная ипотека

Минфин готовит льготную ипотеку для федеральных госслужащих. Там убеждены, что субсидирование процентной ставки мотивирует чиновников к «долгосрочному эффективному труду», и рассчитывают запустить эту мотивацию уже в этом году.

Вообще-то льгота у госслужащих на приобретение жилья у чиновников уже есть. C 2009 года чиновники со стажем не менее трех лет могут получить единовременную субсидию на улучшение жилищных условий. Дают её тем, у кого нет собственной жилплощади, а также тем, кто ютится c прочими родственниками в тесных квартирках (менее 15 кв. м на человека). И чиновники вполне активно этой льготой пользуются: за последние три года государство потратило на решение жилищного вопроса своих работников почти 9 млрд рублей.

Народу на государство работает немало: по данным Росстата, на конец 2021 года в федеральных госорганах по всей стране служили 391 тыс. человек. И неплохо получали за труды – в прошлом году средняя зарплата федеральных госслужащих составляла 175 тыс. руб. в месяц, втрое больше, чем у регионалов. Но с долгосрочной мотивацией у этих людей проблемы, выходит, всё ещё есть.

Депутат ГД Аксаков анонсировал проект о возможности списания долгов по ипотеке

Если ипотечную квартиру заёмщиков продают за неуплату по кредиту, то долг спишут. О подготовке такого законопроекта заявил журналистам председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Это касается случаев, когда жилье является залогом при взятии кредита. Оно продается в случае неуплаты должником процентов, и причем дешевле рыночной стоимости.

Эту разницу предлагается переложить на плечи банков, отметил Аксаков. «То есть, они сами должны решать эту проблему, а с человека долг списывается», — пояснил он.

«Жилье изъяли, продали дешевле, чем выданный кредит, — соответственно, это проблема уже банка», — резюмировал депутат.

Российские банки хотят обязать уведомлять граждан о том, что на их имя оформляется кредит. Такой законопроект внесён в Госдуму. Согласно ему, банки должны будут уведомлять граждан об оформлении кредитов или займов на их имя через «Госуслуги».

В 2022 году каждый двадцатый россиянин находил при проверке своей кредитной истории мошеннические кредиты на свое имя. В Москве и Московской области таких счастливчиков было ещё больше — каждый двенадцатый.

Недружественные страны могут заблокировать электронные SIM-карты

Недружественные страны могут заблокировать электронные SIM-карты (eSIM) в смартфонах россиян, опасаются сотовые операторы. Такой сценарий возможен в случае расширения международных санкций на эту сферу.

В связи с этим Минцифры и ФСБ обсуждают внедрение платформы, обслуживающей такие карты. Она, в частности, позволит устанавливать виртуальные симки, если зарубежные вендоры деактивируют необходимое для этого ПО на территории России.

В России упростят частную золотодобычу

Мало кто заметил, но на этой неделе правительство одобрило законопроект «О старательской деятельности». У него есть еще одно прикольное название — о «вольном приносе». Документ скоро внесут в Госдуму. Вот что в нем интересного:

1) Жителям дальневосточных и арктических регионов можно будет получить в безвозмездное пользование старательские участки. Для этого нужен статус ИП и регистрация в специальной интернет-системе.

2) Площадь участка для поиска золота — не более 10 га. Разрешение выдается на три года с возможностью продления еще на cтолько же.

3) Работать можно только на одном участке и привлекать не более 10 наемных работников.

4) Максимальный объем добытого золота за весь период работы предпринимателя на участке не должен превышать 30 кг.

Килограмм золота в России сейчас стоит, в зависимости от чистоты, в районе 4-5 млн рублей. То есть, максимальная планка дохода от «вольного приноса», если бы закон уже действовал, составила бы 150 млн рублей.

Осталось только дождаться принятия закона, переехать на Колыму, правильно выбрать участок – и копать, копать, копать… Романтика!

С 1 апреля в России начнёт действовать новый способ оплаты — цифровой рубль

Реальная экономика, дефицит бюджета и инфляция

На фоне многочисленных рисков этого года, санкций, выпадающих нефтегазовых доходов, инфляции, для российского правительства есть положительная новость – российская реальная экономика достаточно уверенно поднимается. Это плюс. Минус в том, что есть риски разгона инфляции во второй половине года, и дефицит бюджета становится важнейшим проинфляционным фактором. Пока с очевидностью можно сказать, что инфляция в 4% в годовом выражении будет достигнута в апреле. Эксперты считают, что инфляция будет выше 5%, вопрос только в том, насколько она превысит этот показатель. Если повышение цен превысит 5% и не остановится, это плохо скажется на инвестициях, которые определят темпы роста не только в этом, но и в 2024 и 2025 годах.

Если правительству удастся включить «инвестиционный мотор», особенно, для частных инвестиций, то тогда и дефицит в 3% не страшен. В противном случае, под хвост любимого многими домашнего животного пойдет и 2024 год.

В целом экономика приспособилась к текущим геополитическим реалиям, перестроились на восточное направление снабжение и транспортные потоки, увеличиваются объемы внутреннего производства.

Понятно, что приоритет будет за финансированием военно-промышленного комплекса и довольствия военнослужащих, значительные расходы нас ждут на восстановление разрушенного на новых территориях.

Доходы населения должны увеличиваться, но темп будет невысоким в силу выравнивания доходов жителей новых территорий.

Год обещает быть непростым, у всех будет много трудной работы, но она должна привести к победам.

Производство в России 2023

Обрабатывающая промышленность России обновляет рекорды , а основной положительный импульс был сформирован в начале 2023.

Сравнение с 2019 годом, чтобы не было искажения восприятия статистики (там был ковид и первый санкционный удар).

В сравнении к 2019 году за январь-май 2023 рост свыше 20% в следующих отраслях:

• Производство текстильных изделий – 21.5%
• Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых – 23.5%
• Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки – 24.8%
• Производство электрического оборудования – 26%
• Производство резиновых и пластмассовых изделий – 27.8%
• Производство прочих транспортных средств и оборудования (здесь бронетехника) – 35.9%
• Производство мебели – 48.7%
• Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях – 58.8%
• Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (здесь боеприпасы) – 67.4%
• Производство компьютеров, электронных и оптических изделий (электроника для ВПК) – 72.3% из-за низкой базы

Основной драйвер роста – это ВПК, который начал выходить на «осязаемую» мощность в 2023.

Экономика России вышла на докризисную траекторию. Индекс выпуска товаров по базовым видам экономической деятельности вырос на 8.6% г/г, за январь-май 2023 рост на 2.1% г/г, в сравнении к 2021 рост на 3.6% за аналогичный период, а к 2019 рост на 7.1%.

Формально, май 2023 – лучший в истории, если сравнивать данный индекс в мае с любым годом до 2023.

Насколько уверенным будет рывок сложно сказать, т.к. одним из драйверов роста являются гособоронзаказ и госинвестиции.

Если Минфин и ЦБ начнут повышать ставки и урезать бюджетные расходы, запал экономики в первом полугодии 2023 быстро сойдет на нет.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Девиз дня: Будь на шаг впереди!
Не забудьте оставить свой комментарий