В ответ на теракты Иран ударил ракетами по Сирии и Ираку

Момент запуска иранскихракет по посольству США в Ираке Новости дня

Она назвала атаку «безрассудной и неточной»

В ночь на 16 января Корпус стражей исламской революции Ирана (КСИР) осуществил баллистические ракетные удары по нескольким целям на севере Ирака и Сирии. Среди целей, по версии Ирана, был израильский «шпионский центр» около Эрбиля, столицы автономного региона Иракского Курдистана, а также объекты в Сирии, связанные с экстремистской организацией «Исламское государство» (ИГ, признано террористическим и запрещено в России). Всего было выпущено 24 ракеты.

В ходе ударов Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана в Ираке и Сирии американские объекты и военные не пострадали, заявила пресс-секретарь Совета нацбезопасности Белого дома Эдриен Уотсон. Она назвала атаку «безрассудной и неточной».

«Мы ознакомились с сообщениями и отслеживали ракеты, которые упали на севере Ирака и на севере Сирии. Мы находимся в контакте с высокопоставленными иракскими чиновниками, а также с должностными лицами Курдистана», — приводит РИА Новости слова Уотсон.

Накануне в среду, 3 января, в Кермане произошло два взрыва во время траурной процессии у могилы генерала КСИР Касема Сулеймани, который погиб в Ираке в результате удара Соединенных Штатов в 2020 году. Жертвами теракта стали около 100 человек, свыше 200 пострадали.

«Исламское государство» взяло на себя ответственность за теракт у могилы Сулеймани. Там заявили, что взрывы были устроены двумя смертниками в толпе, которые использовали пояса, начиненные взрывчаткой.

После взрывов президент Ирана Ибрахим Раиси заявил, что их исполнители и руководители будут наказаны. Тех, кто причастен к взрывам, он назвал врагами нации.

По данным Reuters, со ссылкой на источники в спецслужбах, взрывы произошли примерно в 40 км от Эрбиля в элитном районе, где находится консульство США. Кроме того, по информации Shafah News, удары также были зафиксированы рядом с аэропортом, где находится база коалиции во главе с США. В результате атак были убиты по меньшей мере четыре мирных жителя, а шестеро получили ранения, сообщили власти курдского региона.

Иран заявляет об ударах по «штаб-квартире израильского шпионажа» рядом с консульством США в иракском городе

Одна из ракет, выпущенных Ираном, попала в жилой дом иракского бизнесмена-мультимиллионера Пешрава Дизайи и нескольких членов его семьи. Эту информацию подтвердил бывший член парламента Ирака Машан аль-Джабури. Дизайи руководил крупными девелоперскими проектами в Иракском Курдистане и был близок к правящему в регионе клану Барзани. Еще одна ракета упала на дом высокопоставленного сотрудника курдской разведки, а другая – на разведывательный центр курдской автономии. В результате нападения были убиты мирные жители.

Иранские военные заявили, что ракетный обстрел Ирака был ответом на террористические акты против военных Исламской республики. Они также отметили, что обстрел боевиков в Сирии был актом возмездия за террористические акты, совершенные 3 января в Кермане во время церемонии по случаю годовщины смерти иранского генерала Касема Сулеймани. В результате теракта погибли более 100 человек. Ответственность за него взяло на себя ИГ.

Ирак выразил свое осуждение ракетного обстрела со стороны Ирана и заявил о намерении подать жалобу в Совбез. Багдад отозвал своего посла из Тегерана, а иракский МИД вручил ноту временному поверенному в делах Ирана. Нападение на Иракского Курдистана также было осуждено.

Госдепартамент США назвал ракетные удары иранских властей безрассудными и подрывающими стабильность в Ираке. Однако американские объекты и граждане не пострадали. На военных базах в Ираке находится около 2000 американских военнослужащих.

Иран наносит ответный удар
Иран наносит ответный удар

Израильские власти не комментировали ракетные обстрелы Ирана, но израильские ВВС совершили налет на юг Ливана, контролируемый проиранским движением «Хезболла». Была поражена пусковая установка противотанковых ракет.

Ракетные удары КСИР произошли на фоне эскалации насилия на Ближнем Востоке, где поддерживаемый Ираном «Хамас» ведет вооруженную борьбу с израильской армией в секторе Газа, близкая к Ирану ливанская «Хезболла» ведет ограниченные боевые действия, а йеменские хуситы продолжают атаковать в Красном море гражданские суда государств, которые торгуют с Израилем.

Иран и его союзники успешно реализуют стратегию втягивания США и Израиля в локальные конфликты, считает эксперт Юрий Лямин. Однако союзники Ирана не заинтересованы в полномасштабных боевых действиях, поскольку для них Иран является связующим центром и главным поставщиком вооружений и боеприпасов. Ракетные удары КСИР имеют демонстративный эффект и показывают, что Иран не желает большой войны, но может нанести серьезный урон своим врагам.

Иран испытывает на прочность свой статус-кво в регионе, считает эксперт Андрей Зелтынь. Иранские власти предпринимают попытки эскалации конфликта на фоне ударов США и их союзников по позициям хуситов в Йемене. Они также обвиняют американцев в создании ИГ, поэтому ракетные обстрелы в Сирии они могут преподнести как месть США за региональную дестабилизацию. В таких условиях Ближний Восток рискует погрузиться в анархию на фоне обострения антиамериканских и антиизраильских настроений в региональных странах

Послесловие

Месть, как известно, блюдо, которое подают холодным. И Исламская Республика Иран, вопреки скупым заявлениям Государственного департамента США в стиле «потерь нет», наносит очень болезненные ответные удары своим врагам. Последняя ответочка за террористический акт в Кермане может стать даже более внушительной, нежели операция «Мученик Сулеймани», проведённая Корпусом стражей исламской революции в 2020-м.

Ракетные удары, нанесённые персами в ночь на 16 января, сначала попытались смазать очередными американскими заявлениями о том, что они «неточные» и «неэффективные». Но следовало лишь немного подождать и начали вскрываться итоги операции. Помимо символизма с обстрелом объектов вокруг строящегося консульства США в Эрбиле, стало известно о попадании по нескольким важнейшим персоналиям Иракского Курдистана. Ракетный обстрел, как выясняется, был не просто точным, а филигранно точным.

На тот свет отправился курдский бизнесмен, настоящий олигарх Пешрава Дзейи с несколькими членами его семьи. Предприниматель был весьма близок к руководству Курдистана и занимался в том числе делами, связанными с элитной недвижимостью. Иранцы предполагали, видимо не зря, что Дзейи сотрудничает с израильской спецслужбой «Моссад». Курды вообще давным-давно выступают в качестве израильских прокси в Ближневосточном регионе. Достаточно сказать, что в 2017 году Тель-Авив единственный поддержал референдум о независимости Иракского Курдистана. Про военные и разведывательные связи евреев и курдов можно писать отдельную статью.

Значимость личности Пешрава Дзейи подтверждается хотя бы следующими фактами. Во-первых, на его ликвидацию КСИР не пожалел четырёх баллистических ракет (Иран не Россия, у него нет столько денег и возможностей для массового производства вооружений, по крайней мере сопоставимого с нашим количества). Во-вторых, удар нанесли по дому, где бизнесмен бывал крайне редко. Сюда он явился на семейный праздник, что называется раз в сто лет. Значит, иранская разведка явно следила за объектом и донесла точно. Дальше – дело техники. Потеря Дзейи для «Моссада» – что-то вроде потери Бориса Березовского для МИ-6 (если Бориса Абрамовича не они сами порешили, конечно же).

Помимо предпринимателя, иранцы достали председателя Совета безопасности Демократической партии Иракского Курдистана (ДПК) Сулеймана Амина Надера. Для понимания: ДПК имеет теснейшие связи с израильтянами ещё с 1960-х годов. По сообщению бывшего высокопоставленного офицера «Моссада» Элиезера Цафрира (служил в 1963-1975 гг.), Государство Израиль посылало в штаб лидера «демократов» Мустафы Барзани своих военных советников. Они тренировали курдских боевиков. А ЦАХАЛ снабжал сепаратистов огнестрельным оружием и системами противовоздушной обороны. Попадание по Надеру – это очень серьёзно. По данным СМИ, именно он курировал организацию теракта, унёсшего жизнь иранского физика-ядерщика Мохсена Фахризаде в 2020-м.

Британское информационное агентство Reuters сразу после атаки сообщила про удары по дому Дизайи, по дому «высокопоставленного сотрудника курдской разведки» (видимо, речь шла как раз о Надере) и Курдскому разведывательному центру. Итоги прилёта по последнему объекту пока неизвестны. Однако если иранский боеприпас залетел, куда следует, можно представить, какой ущерб был нанесён «незалежному» Курдистану, а, следовательно, Израилю (не исключено, что в Центре-таки работали специалисты «Моссада»). Америка потери традиционно не признаёт, а мы с вами свечку не держали, поэтому констатируем лишь, что прямой ущерб для США пока под вопросом.

Вместе с тем, итог ракетной атаки очень внушителен. Кроме Эрбиля, Иран атаковал сирийскую провинцию Идлиб, захваченную исламистскими боевиками – оппозиционерами, которые находятся под покровительством Турецкой Республики (попутно заметим, многие противники Башара Асада, уж не знаем, что у них творится в голове, выступают за нормализацию отношений Сирии и Израиля). Интересен даже не результат ракетного обстрела, а сам факт его проведения, поскольку впервые в своей истории ИРИ нанесла удар баллистикой с расстояния 1200 (!) километров. От западных рубежей Ирана до Тель-Авива – примерно 1000 километров, просто в качестве рассуждения вслух.

Возмездие медленно, но верно, приближается к рубежам еврейского государства. В своё время атака Тель-Авива Саддамом Хусейном в 1991 году ракетами «Скад» поверг в шок израильское общество. А ведь современный Иран куда сильнее Ирака под предводительством Саддама. Кроме того, персы сумели расширить зону влияния в разрушенном Ираке. С окончательным выводом американского военного контингента КСИР вообще будет чувствовать себя вольготно. Что делать правительству Биньямина Нетаньяху, да и вообще любому кабмину в Иерусалиме, решительно непонятно, ведь от западных иракских рубежей до Израиля – 323 километра, а до Тель-Авива – 400. Тут и ракеты стратегического назначения «Хайбар-шекан» не понадобятся. Достаточно чуть подредачить стандартную Фатех-110.

Что же делать непосредственно нам, вполне ясно. Учиться у Ирана наносить точечные удары по ключевым персоналиям нашего врага. Неужели у русской разведки нет точных данных о месте жительства главных пропагандистов, финансистов и разведчиков противостоящего нам режима? Безусловно, такие сведения у нас есть – если не про всех, то про многих. Едва ли каждый дом каждого «жирного кота» прикрыт современными западными системами ПВО, согласитесь. А значит, следует вспомнить пример Чеченского конфликта, когда от праведной расплаты не ушёл никто. И не нужно включать заезженную шарманку про «мы не такие». Такие, такие. Суровые и справедливые.

Игорь Лисин

Источник
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Девиз дня: Будь на шаг впереди!
Не забудьте оставить свой комментарий